четверг, 1 декабря 2011 г.

Выпуск 78. Охрана материнства и детства. За свою жизнь и здоровье своё и своего потомства ответственны, в первую очередь, мы сами.

Доктор медицинских наук Батечко С.А.
"Золотые рецепты Тяньши"

Охрана материнства и детства.
Широко известно высказывание детских врачей конца XIX века о том, что «ребёнок – это не взрослый в миниатюре».


При этом имелись в виду не столько количественные отличия (вес, рост) ребёнка от взрослых, сколько принципиально качественное своеобразие обмена веществ и особенности психики детского организма.



Необходимо отметить некоторые особенности химического состава тела у детей различных возрастов и у взрослых.



У плода в течение всего внутриутробного периода развития происходит постепенное уменьшение воды в тканях и нарастание сухого остатка и золы.

Минеральные начала тканей плода нарастают постепенно в течение всего периода внутриутробного развития, белки накапливаются весьма энергично в первую половину беременности, а жиры – главным образом, в последние месяцы внутриутробного периода жизни.



Состав тела растущего организма отличается от такового у взрослых не только количественно, но и качественно.


Количество минеральных начал, играющих роль пластического материала (например, кальция, фосфора), систематически нарастает, особенно энергично в период формирования у плода скелета, а количество электролитов, играющих главную роль в процессах обмена (хлор, натрий, калий и другие), наоборот, снижается. Ионное равновесие тканей с возрастом меняется.


Жировая ткань у детей по сравнению с такой же тканью у взрослых бедна жидкой олеиновой кислотой и богата стеариновой и пальмитиновой кислотами. Она содержит больше летучих жирных кислот, имеет более высокую точку плавления и т.д.
С возрастом ребёнка эти показатели постепенно изменяются, приближаясь к нормам взрослых.


На составе тканей плода и ребёнка в некоторой степени отражаются, питание матери в период беременности и питание самого ребёнка во внеутробной жизни.
Существенное отличие между детским и взрослым организмом играют процессы, связанные с обменом энергии.


У детей, с их интенсивными и многообразными синтетическими процессами, связанными с процессами роста, часть энергии идёт и на нарастание массы тела, и на дифференцировку тканей. Необходимую энергию можно количественно измерить.


У недоношенных детей основной обмен несколько ниже, чем у доношенных новорожденных (50-60 кал в сутки). С возрастом основной обмен снижается, достигая 24 кал в сутки.


В течение первого полугода жизни у девочек и мальчиков основной обмен совершенно одинаков.
Но уже во втором полугодии жизни суточный основной обмен у мальчиков несколько превышает таковой у девочек.
В возрасте 12-13 лет у девочек основной обмен повышается и превышает показатели мальчиков.
По достижении полового созревания мальчики снова обгоняют девочек по показателям основного обмена.


При голодании основной обмен у детей снижается сильнее, чем у взрослых.


У взрослых 1/3 суточного расхода энергии уходит на мышечную работу.
У детей около 15% общего расхода энергии идёт на рост и отложение тканевых веществ,
15% - на мышечную работу,
на крик, плач – до 60% среднесуточных энергетических затрат.


Подходить к оценке тех или иных особенностей детей с нормами, установленными для взрослых и лишь уменьшенными пропорционально возрасту обследуемого ребёнка, совершенно неправильно.


Нельзя также говорить о «нормах» для детей вообще, без дифференцирования их по возрастным периодам.
Так, например, частота пульса, дыхание, цифры кровяного давления, лейкоцитарная формула, показатели активности ферментов пищеварительного тракта и т.д., свойственные здоровым детям грудного возраста, должны расцениваться как явно патологические для старших детей.


Количество основных пищевых ингредиентов – белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей на каждый килограмм веса ребёнка совершенно разное в различные периоды детства.
И то, что нормально для правильного развития ребёнка школьника, может оказаться совершенно недостаточным для грудного ребёнка, находящегося на молочном вскармливании.


Для облегчения такого дифференцированного подхода к ребёнку целесообразно подразделять всё детство на отдельные периоды:
  1. Период внутриутробного развития («утробное детство»).
  2. Период новорожденности, период грудного возраста (младший ясельный возраст.
  3. Период молочных зубов:*   Преддошкольный возраст (старший ясельный возраст).*   Дошкольный возраст.
  4. Период отрочества (младший школьный возраст).
  5. Период полового созревания (старший школьный возраст).

Комментариев нет:

Отправить комментарий