Доктор медицинских наук Батечко С.А.
"Золотые рецепты Тяньши"
Широко известно высказывание детских врачей конца XIX века о том, что «ребёнок – это не взрослый в миниатюре».
При этом имелись в виду не столько количественные отличия (вес, рост) ребёнка от взрослых, сколько принципиально качественное своеобразие обмена веществ и особенности психики детского организма.
Необходимо отметить некоторые особенности химического состава тела у детей различных возрастов и у взрослых.
У плода в течение всего внутриутробного периода развития происходит постепенное уменьшение воды в тканях и нарастание сухого остатка и золы.
Минеральные начала тканей плода нарастают постепенно в течение всего периода внутриутробного развития, белки накапливаются весьма энергично в первую половину беременности, а жиры – главным образом, в последние месяцы внутриутробного периода жизни.
Состав тела растущего организма отличается от такового у взрослых не только количественно, но и качественно.
Количество минеральных начал, играющих роль пластического материала (например, кальция, фосфора), систематически нарастает, особенно энергично в период формирования у плода скелета, а количество электролитов, играющих главную роль в процессах обмена (хлор, натрий, калий и другие), наоборот, снижается. Ионное равновесие тканей с возрастом меняется.
Жировая ткань у детей по сравнению с такой же тканью у взрослых бедна жидкой олеиновой кислотой и богата стеариновой и пальмитиновой кислотами. Она содержит больше летучих жирных кислот, имеет более высокую точку плавления и т.д.
С возрастом ребёнка эти показатели постепенно изменяются, приближаясь к нормам взрослых.
На составе тканей плода и ребёнка в некоторой степени отражаются, питание матери в период беременности и питание самого ребёнка во внеутробной жизни.
Существенное отличие между детским и взрослым организмом играют процессы, связанные с обменом энергии.
У детей, с их интенсивными и многообразными синтетическими процессами, связанными с процессами роста, часть энергии идёт и на нарастание массы тела, и на дифференцировку тканей. Необходимую энергию можно количественно измерить.
У недоношенных детей основной обмен несколько ниже, чем у доношенных новорожденных (50-60 кал в сутки). С возрастом основной обмен снижается, достигая 24 кал в сутки.
В течение первого полугода жизни у девочек и мальчиков основной обмен совершенно одинаков.
Но уже во втором полугодии жизни суточный основной обмен у мальчиков несколько превышает таковой у девочек.
В возрасте 12-13 лет у девочек основной обмен повышается и превышает показатели мальчиков.
По достижении полового созревания мальчики снова обгоняют девочек по показателям основного обмена.
При голодании основной обмен у детей снижается сильнее, чем у взрослых.
У взрослых 1/3 суточного расхода энергии уходит на мышечную работу.
У детей около 15% общего расхода энергии идёт на рост и отложение тканевых веществ,
15% - на мышечную работу,
на крик, плач – до 60% среднесуточных энергетических затрат.
Подходить к оценке тех или иных особенностей детей с нормами, установленными для взрослых и лишь уменьшенными пропорционально возрасту обследуемого ребёнка, совершенно неправильно.
Нельзя также говорить о «нормах» для детей вообще, без дифференцирования их по возрастным периодам.
Так, например, частота пульса, дыхание, цифры кровяного давления, лейкоцитарная формула, показатели активности ферментов пищеварительного тракта и т.д., свойственные здоровым детям грудного возраста, должны расцениваться как явно патологические для старших детей.
Количество основных пищевых ингредиентов – белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей на каждый килограмм веса ребёнка совершенно разное в различные периоды детства.
И то, что нормально для правильного развития ребёнка школьника, может оказаться совершенно недостаточным для грудного ребёнка, находящегося на молочном вскармливании.
Для облегчения такого дифференцированного подхода к ребёнку целесообразно подразделять всё детство на отдельные периоды:
- Период внутриутробного развития («утробное детство»).
- Период новорожденности, период грудного возраста (младший ясельный возраст.
- Период молочных зубов:* Преддошкольный возраст (старший ясельный возраст).* Дошкольный возраст.
- Период отрочества (младший школьный возраст).
- Период полового созревания (старший школьный возраст).
Комментариев нет:
Отправить комментарий